Виртуальный музей ВЦ ВГУ Виртуальный музей ВЦ ВГУ
ЭВМ
Общественная жизнь
 


Виртуальный музей ВЦ ВГУ> ЭВМ > Урал

Урал

Урал-1 на вычислительном центре

Завод-изготовитель: Пензенский завод счетных аналитических машин Министерства приборостроения и средств автоматизации.

Главный конструктор Башир Искандарович Рамеев вместе с коллегами, удостоившись в 1953 году Госпремии за создание «Стрелы», начал работу над проектом новой машины. Помощников он нашел среди собственных воспитанников. Студенты-дипломники, а потом выпускники МИФИ в 1955 году вместе с Рамеевым отправились в Пензу, где для признанной перспективной новой машины «Урал-1» специально выделялся завод.

Область применения «Урал-1»: инженерные расчеты в вычислительных центрах НИИ, КБ и на промышленных предприятиях.

“Урал-1” по производительности относилась к малым машинам (в основном инженерного применения) и отличалась дешевизной.

Основные технические характеристики машины:

  • система счисления - двоичная;
  • форма представления чисел - с фиксированной запятой;
  • разрядность – 36;
  • диапазон представления чисел -1<x<+1;
  • система команд – одноадресная;
  • количество операций - 29;
  • быстродействие - 100 операций в 1 секунду;
  • оперативное ЗУ машины - на магнитном барабане, объемом 1024 слова (скорость вращения 6000 об/мин), дополнялось внешними ЗУ на магнитной ленте (40 тысяч слов) и перфоленте (10 тысяч слов);
  • к машине подключались выходные устройства: печатающее (ПЧУ) и перфорирующее (ПФУ), которые служили для автоматической выдачи результатов на бумажную ленту или перфоленту. Скорость работы печатающего устройства - 100 строк в минуту; скорость вывода кодов на выходной перфоратор - 150 кодов в минуту;
  • подготовка информации к вводу в машину осуществлялась на внешних устройствах: клавишном (КУ), перфорирующем (ПФУ) и контрольно-считывающем (КСУ). Эти устройства работали независимо от машины.
  • машина имела полностью автоматизированный цикл работы при решении любой задачи. Система команд машины позволяла вести программирование операций с плавающей запятой;
  • машина имела развитую систему команд (нескольких минимальных форматов) с безусловной и условной передачей управления, систему сигнализации и ручное управление, позволявшее следить за исполнением программы и вмешиваться в ход ее выполнения для внесения исправлений в процессе отладки;
  • потребляемая мощность - 10 кВт;
  • площадь для размещения машины - 75 кв. м;
  • число выпущенных машин (серийность): 183 шт.

Список сотрудников (восстановлен частично):

«Урал-1» - это первая, большая ЭВМ на вычислительном центре ВГУ. В январе 1959-ого года часть сотрудников ВЦ была командирована в Пензу. Молодые специалисты прожили там полгода: учились, работали, участвовали в сборке экземпляра ЭВМ «Урал-1», который и поступил затем в Воронежский университет. Можно сказать, машина была собрана собственными руками.

Ощущения от любимой работы и молодости, веселое, светлое настроение того времени хорошо передаются в воспоминаниях и стихах А.С.Сивкова.

ДАЛЬНИЕ ДОРОГИ...
(Молодым специалистам ВЦ,
командированным для изучения новых ЭВМ)

Дальние дороги,
Радость на лице,
Позади тревоги,
Позади ВЦ.

Позади заботы,
Напряженность смен,
Творческой работы,
Шумных перемен.

Города, вокзалы,
Суета людей,
Новизна кварталов,
Светлых площадей,

Пензенских красавиц
Ласковая речь,
Хочется понравиться,
В сердце уберечь.

Ведь оно не камень.
Что дано судьбой,
Ухвачу руками,
Увезу с собой,

И, как буйный ветер,
Вихрем закружу!...
Вот, когда поженимся,
Тогда и покажу.

Сивков А.С.

Из воспоминаний Сивкова А.С.:

Первый момент:

…..в Пензе, вспоминаю стажировку на заводе вычислительных машин в 1959 году. Мы тогда вместе с заводскими ребятами участвовали в сборке и наладке серийной ЭВМ «Урал-1».

Сборочный цех стоял в глубинке и граничил с заводом железобетонных конструкций. Границей служил дощатый забор, а в заборе была дыра. Вернее - явно дыры там не было, но для тех, кому она была нужна, она была. Для этого нужно только подойти к определенному месту, просунуть руки между досок, раздвинуть их и - вот она, родимая! Шаг - и ты на территории ЖБК, а там - шустренько в сторону их ворот, где проверялись лишь груженые машины. Еще шагов двадцать - и ты на конечной трамвайной остановке, где почти никого нет. Быстро и удобно, особенно, когда после работы домой спешишь.

А если опоздал на работу? У тебя на проходной и пропуск отберут, и к начальству по режиму на объяснение потянут. Да еще, если это не раз случится, и очередь на получение квартиры могут отодвинуть.

Одним словом - дыра нужна и ею пользовались бесперебойно.

Начальник ВОХРа что-то про нее пронюхал, но дыру так и не обнаружил (умно сделана). Однако (чем черт не шутит?) от штабеля дров, что уложены за торцом здания сборочного цеха, и вдоль забора до переднего угла корпуса длинную стальную проволоку протянул и двух кобелей на цепи с бегунками посадил. За дрова побоялся: попрут.

Тут уже к дыре не подойдешь. Попробовали - собаки такой "гав!-гав!" устроили: вся охрана сбежалась.

- В чем дело? - спрашивают.

- Да кошка..., - не моргнув глазом, соврал один из пробегавших мимо рабочих. - Она через забор полезла, а ваши Барбосы с цепей рвутся.

Кормили собак по скудной заводской норме и оттого, видимо, они от угощений со стороны заводчан не отказывались и за это отвечали благодарностью. Не всем, конечно, а тем, кто угощал и притом систематически.

Прошло немного времени, и дыра заработала.

Однажды на заводском собрании начальник ВОХРа похвалился, что, дескать, у него такая охрана, что даже кошка незамеченной на территорию завода не проберется ( видимо имел ввиду тот самый случай). Работяги это и усекли.

Помню, утром прихожу в цех, а там катаются со смеху. Поспрашивал и тоже без смеха представить себе эту картину не смог.

А дело было так.

Сдавали машину харьковчанам, включили ее на сутки и наблюдают: сколько будет случайных сбоев? Машина монотонно гудит, а специалистов на сон клонит. А чтобы не уснуть, ребята ночью "чайком" баловались при соответствующей закуске. Только, чтобы начальство не заметило. Только где оно - ночью-то?

Один из заводчан принес трехлитровую банку вишневой настойки. Настойку выпили, а горькие вишни остались. Часа в 4 утра он поднял с раскладушки сменщика, а сам подался домой - через дыру, естественно. И перед той дырой вишни из банки у забора высыпал.

Чуть позже прибегает уборщица и хохочет:

- Посмотрите в окно, что там делается! Срамотища-то какая! И куда только охрана смотрит?

Видим: один пес на левом краю у самых дров сидит, а другой - в другом конце у столба хвост поджал. А к проволоке на веревке козел привязан: черно-бурый, в репьях. Здоровенный! И где только такого откопали? Стоит почти у той самой дыры и, гад такой, хмельные вишни трескает. Кайфует, стало быть, по-нашему. И такое на его сволочной морде удовольствие проглядывается, что невольно залюбуешься.
А кобели - что? Кому охота на рожон лезть? А рожон-то у него - дай бог! Недаром загадка такая есть: "Кого создал черт, что сам его боится?". Конечно козла.

Слушок прошел, что заводчане это с умыслом сделали. Интересно, как теперь на это отреагирует начальство?

А время уже минут десять девятого. Кто опоздал - труба. Одна надежда на дыру.

И вот, видим, доски раздвигаются и в ней показалось чье-то озабоченное лицо, пугливо оглядывающее окна второго этажа (не смотрит ли начальство?). Заметив рядом стоящего козла, лицо заморгало в недоумении, а козел молча - трах! в кумпол нарушителя трудовой дисциплины, того только и видели. Доски сомкнулись и тишина. Что там с ним?

А вот и пухлая, нагловатая морда заведующего складом кабельных изделий в дыре объявилась. Улыбается. Этому все сходит, даже если и попадется. Козел его тут же "бац!" в лоб, но лоб устоял.

- Не понял...! - тупо отреагировала морда.

Тот его еще раз - "бэмц!". Понял, но уже там, за забором.

И так несколько человек, пока из караулки не набежали ВОХРовцы (значит кто-то уже успел "настучать").

Выпроводили козла торжественно через центральную проходную в сопровождении целого эскорта вооруженных охранников, а по заводу долго еще молва шла. Даже многотиражка не отмолчалась: как это, мол, умудрились такого здоровенного козла через забор с колючей проволокой протащить, что ни одна собака не гавкнула?

Да, этот козел был явно с бодуна. Но зато как исправно нес караульную службу! Почище дежурных стрелков и сторожевых псов.

Второй момент:

А теперь представьте: Пенза…на дворе зима, февральские морозы, ослепительно сверкающий на солнце снег, а мы...Одним словом, так как по традиции день был банный, мы до полудня, бросив дела, отправились по домам, чтобы подготовить белье и прочие принадлежности, связанные с этим профилактическим занятием.

В подъезде нас встретил кот, которого мы разочаровали своим равнодушием, так как угостить его было абсолютно нечем.

В квартире мы разоблачились до исподнего, а Михалыч в трусах и майке по каким-то соображениям вышел на кухню.

Вдруг, слышу (а он заикался):

- Се-се-сергеич! Ко-кот на кухне!

Схватив в углу веник, в полосатых брюках от пижамы и голый по пояс я выскочил в прихожую.

- Ну, гад!

Кот заметался по кухне, увертываясь от взмахов Михалыча полотенцем и моего веника.

- Дверь! - кричу я Михалычу. - Дверь в комнату закрой, а то, зараза, к нам заскочит!

Щелкнул английский замок и тут же сердце екнуло:

- Ключи! Ключи-то в комнате, в штанах!

Кот с треском вылетел на лестничную клетку, а до нас дошло ужасное положение, в какое мы попали. Замок у хозяйки квартиры был такой хитрой конструкции (с защелкой, и его на себе мы уже испытали), что никакими способами дверь уже не открыть, кроме, как взломать. Но это, сами понимаете, исключено.

Ну, гад-кот! Вот это он нам удружил! Почитай голяком, босиком, с одним полотенцем и веником, в холодной кухне. ….Замерзаем натурально.

Выскочили на лестничную клетку, чтобы постучать соседям, никто не отозвался. А на площадке холодрыга – что тебе на улице.

И тут мы поняли, что дело швах. Почти восемь часов, подстелив веник под ноги, накрывшись полотенцем и прижимаясь друг к другу, мы с Михалычем давали дуба до прихода работы соседа-птичника, который застал нас в анабиозном состоянии.

Машина в университете была принята на «УРА!». На центре образовалась группа программистов: Венгерова Г.Т., Гончарова И.Ф., Тигрова О.В., Руденко Э.Н., Браз Р.А. Они активно участвовали в научных расчетах университетских ученых. Студентам математико-механического факультета читался спецкурс по программированию, проводились лабораторные работы на «Урал-1».

Из воспоминаний очевидцев:

Сотрудники «Урал-1» вечером после рабочей смены укладывали инструмент для хранения на ночь в устройство ввода под тяжелую плиту, на которой стояли валики для вводящейся перфоленты. Утром пришедшие на работу «уральцы» вчетвером сдвигали плиту и доставали свой инструмент для работы. Это делалось для стопроцентной сохранности инструмента на рабочем месте.

ЭВМ «Урал-1» проработала в университете до 1965 года. Затем ей на смену пришла ЭВМ нового поколения «Раздан-2». А к 1970 году университет передал «Урал-1» в дар старейшему в России Московскому Политехническому Музею. Представители ВЦ ездили в Москву, установили и сдали ЭВМ «Урал-1» в рабочем состоянии.

В экспозиции музея, посвященной вычислительной технике России представлены отечественные разработки, которые характеризуют три поколения ЭВМ:

  • на электронных лампах;
  • на полупроводниковых элементах;
  • на интегральных схемах.

Неизменный интерес посетителей вызывает единственная сохранившаяся в нашей стране ламповая ЭВМ “Урал”, одна из тех машин, которые решали задачу расчета траекторий полета ракет на космодроме Байконур. И эта ЭВМ «Урал-1» машина именно вычислительного центра Воронежского госуниверситета.